КУЛЬТУРА РЫБАЛКИ

Культура рыбалки.


Весьма часто приходится слышать понятие «культура рыбалки». О ком-то говорят, что эта самая «культура» ему присуща, а о ком-то  — что она у него отсутствует. Но если вдуматься, можно ли сходу ответить, что имеется в виду? Что это за зверь такой – «культура рыбалки» — и сводится ли все только к тому, что «культурный рыбак» ведет себя на берегу тихо, а «некультурный» устраивает пьяную «дискотеку» со всеми вытекающими? Кажется, не все так просто. Точнее, не так поверхностно. Давайте попробуем выяснить вместе, что же такое «культура рыбалки» и почему она так важна для всех нас. Для начала задумаемся о том, что такое культура вообще (вроде бы тоже – так просто, а на самом деле не все так явно). Термин «культура» употреблялся человечеством с древних времен, но не с самого начала в привычном нам значении. В Древней Греции такого слова не существовало вовсе. Было понятие «пайдейя» — «культура души» или внутренняя культура.  Буквально «пайдейя» — «воспитание детей». Античная проблематика, связанная с этим понятием, строилась вокруг идеи влияния на природу человека. Поэтому пайдейя иногда также интерпретируется как «культивация», ведущая к созданию культуры. Во времена Римской империи понятие культура ввел Марк Порций Катон Старший. Он упоминает культуру в трактате о возделывании земли. В его понимании культура предстает как взаимодействие человека с природой, из которого происходит взаимная польза. Противоположными культуре являются действия во вред природе: они не могут не навредить и человеку, который является частью природы и не могут быть следствием разумной деятельности. Пока что сделаем паузу в нашем культурологическом экскурсе и попробуем проанализировать. Итак, древние греки говорили о целенаправленном влиянии на природу человека, в результате чего получался некий результат: человек образованный, воспитанный, культурный. Происходило это через систему образования, прививания неких норм поведения и так далее. Значит, недостаток рыболовной культуры может быть связан с недостатком образования? Вполне. Значит, нужно стараться заниматься вот тем самым образованием, которое дает рыболовную культуру как результат? Да, возможно. Но главный момент в этом: влияние на природу человека. Именно обуздание инстинктов с помощью культуры дает в результате «культурного рыболова», который способен, например, дифферецированно подойти к улову – что-то отпустить, что-то забрать и так далее. Но о непосредственных составляющих рыболовной культуры чуть ниже. Значит, первый вывод: культура рыбалки возникает тогда, когда человек поднимается над своими инстинктами – охотника, собственничества и так далее, то есть, когда природа человека меняется под воздействием внешней среды  — образования, воспитания, социальных установок и т.д. Именно в таком понимании термин культура был введен впервые как самостоятельное понятие в 17-м веке немецким философом и юристом Самуэлем Пуфендрфом. Он применяет этот термин к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность к человеку «естественному, необразованному». Я могу предположить возражения в отношении «дать волю естественному». Испокон веков люди «охотились» за рыбой, в том числе в первобытном состоянии и никакой «культурой рыбалки» не заморачивались. Но в те времена в битве «человек-рыба» они находились почти на равных. Против нас же у рыбы шансов мало: для ее поимки существует такое количество технических приспособлений, что назвать этот бой равным никак нельзя. Из этого проистекает ответственность. Еще Кант, говоря о развитии цивилизации, отмечал ее отрыв от культуры, которая развивается медленнее. Он считал, что эта диспропорция является причиной многих бед человечества. В контексте нашей темы можно сказать, что эта диспропорция является причиной опустошения водоемов как в России, так и в Украине. Ибо человек с прикормочным корабликом, не думающий о последствиях и вылавливающий громадное количество маточного поголовья с целью наживы – разве это не цивилизация, обогнавшая культуру? Вот как раз в контексте этого о римлянах с их земледелием. Вот тут вообще интересно. Культура – это существование человека и природы в состоянии взаимной пользы. Противоположные – действия во вред природе, они не могут быть культурой.  В контексте рыбалки это настоящее попадание в яблочко.  Ключевой момент в рыболовной культуре, в моем понимании, это именно не нанести вред природе. Именно из этого следует некий неписаный «моральный кодекс» культурного рыбака: отпускание малька, отпускание трофея и «маток», незлоупотребление в плане количества забираемого домой улова, бережное отношение к тому берегу, на котором находишься, соблюдение чистоты, отказ от браконьерских снастей. Кульминация этого – принцип «поймал-отпусти» и обработка ран у выловленной рыбы: любых ран, не только от крючка. Из римского определения следует, что человек, наносящий природе вред – варвар; существующий с ней в состоянии взаимной пользы – культурен. Тогда культурный рыбак тот, который не наносит вреда природе. Но на этом все не заканчивается, потому что кроме природы, еще есть другие люди. В этом контексте уже актуальны более современные определения культуры. В современном мире она понимается достаточно широко – от произведений искусства до цивилизации вообще. Нас интересует в контексте нашего разговора понимание культуры как жизненных ценностей и норм поведения. С нормами поведения все сложно. Такие слова, как «нравственность» и «мораль» отдают нафталином и вызывают легкую тошноту. Ибо мораль переменчива, а нравственность относительна. В период некого собственного определения границ мира, в процессе взросления, меня гораздо больше увлекали размышления о свободе, чем о нравственности и морали. Мне всегда казалось, что понятие свободы – шире и больше. Говоря о свободе в контексте взаимодействия людей, мне очень близко широко известное ее понимание: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Это культура свободы.  Именно это определяет вторую часть понятия «культура рыбалки»: это соблюдение границ свободы другого. Устраивая шумную пьянку на берегу, размещая свой лагерь впритык с лагерем соседа в его секторе, забрасывая снасти поверх его удилищ, скандаля с ним, разбрасывая мусор и окурки по всему берегу, нарушая правила коммерческого водоема мы делаем не что иное, как переходим границу свободы другого и сразу выходим из поля «культуры рыбалки». «Культура рыбалки» может быть очень разной. В карпфишинге она предполагает бережное отношение к карпу и окружающей природе вообще, все то же уважение границ свободы другого во время пребывания на берегу. Мой отец, чьи годы активной рыбалки пришлись на 70е-80е годы, не имел никакого представления о карпфишинге. Но он с малых лет учил меня тому, что малька ценной рыбы нужно отпускать, что не нужно набивать рюкзак уловом до предела, что «экраны» — это плохо, а сети и электроудочки недопустимо. Получается, что мой отец действительно был «культурным рыболовом», потому что, хотя он ничего не знал о принципе «поймал-отпусти», его поведение имело корни в двух определяющих вещах: не навредить природе и не нарушить границу свободы других. Итак, давайте резюмируем. «Культура рыбалки» зиждется на «двух китах»: Не навредить природе, существовать с ней в полезном взаимодействии. Не перейти границу свободы другого человека. Первое проявляется в бережном отношении к рыбе, отпускании рыб – либо избирательном (мальки, трофеи), либо полном, заботе об окружающей природе, соблюдении чистоты, не использовании браконьерских снастей и т.п. Второе – в поведении по отношению к другим рыболовам и арендаторам водоемов в великом разнообразии жизненных ситуаций, которые могут возникнуть на берегу водоема. Хотелось бы закончить статью цитатой из Н. Бердяева: «Всякая культура есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».


Источник: Carp Elite, №16 (апрель 2015) 

Нет комментариев
Добавить комментарий